П Р И Л О Ж Е Н И Е № 1



З А Д А Н И Я для практической работы по курсу

Т Е О Р И Я  Я З Ы К А ( х р е с т о м а т и я )

Слово "хрестоматия" - по происхождению греческое. Первая часть "хресто" - происходит от прилагательного со значением "хороший", "полезный". Вторая часть представляет собой корень глагола "изучать". Другими словами, хрестоматия - это сборник отрывков лучших образцов, предназначенных для учебных целей.

Включение в нашу работу данного приложения обусловлено следующим. Курс теории языка по своей сути требует определённой практической работы для усвоения и закрепления полученных знаний. За всё время существования этого курса было издано немало хороших пособий для практических и семинарских занятий. Но, к сожалению, часть из них устарела, часть износилась, и кафедры имеют по 1-2 экземпляров пособий, что явно недостаточно.

Поэтому мы решили составить приводимую ниже хрестоматию, представляющую выборки наиболее удачных и важных для усвоения материала упражнений из, по сути дела, исчезающих пособий, некоторые упражнения отредактированы нами, в них внесены уточнения.

Ниже приводится список сборников, откуда заимствовались упражнения. В список включены как пособия, из которых взято несколько упражнений, так и пособия, откуда позаимствовано лишь одно-два.



1. Как вы раскроете для учащихся смысл подзаголовка-эпиграфа к "Книге о языке" Ф.Фолсома: "Человек разумный - это человек говорящий"?

2. Известна шутливая загадка: "А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало. Что осталось на трубе?" Ответ: "и". Строго говоря данный ответ неправильный. Попробуйте обосновать это.

3. Что могут "сказать": сирена на маяке, светофор, железнодорожный семафор? Чей "запас слов" больше?

4. Что значат такие жесты и мимика: кивнуть головой, покачать головой, поднять руки вверх, развести руками, закрыть лицо руками, приложить палец к губам, нахмурить брови, поднять брови, сморщить нос?

5. Попробуйте с помощью жестов и мимики передать, например, такое сообщение: Завтра восьмой класс дежурит по школе. Прокомментируйте полученный вами результат.

6. Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь?

7. М.В.Ломоносов упоминает в "Российской грамматике" фантастический роман датского писателя Людвига Гольдберга "Подземное путешествие". В этом романе изображаются люди, у которых нижняя часть туловища имеет вид контрабаса и по груди проходят струны. Перебирая руками струны, люди разговаривают друг с другом. Объясните, чей язык наш, или жителей "музыкальной страны", удобнее, почему?

8. Исключите пятое лишнее:

  • а) болгарский, македонский, сербохорватский, словацкий, словенский;
  • б) казахский, каракалпакский, турецкий, карельский, киргизский;
  • в) венгерский, мансийский, марийский, молдавский, мордовский.
  • 9. Распределите по группам следующие языки индоевропейской семьи: белорусский, ирландский, цыганский, идиш, исландский, молдавский, греческий, литовский, македонский, хинди, осетинский, кашубский, шведский, французский, армянский, португальский, словацкий, персидский.

    10. Распределите по семьям языки: украинский, татарский, албанский, венгерский, бенгали, казахский, санскрит, эстонский, грузинский, арабский, азербайджанский, суахили.

    11. Из приводимого списка выберите названия мёртвых языков: датский, скифский, урду, серболужицкий, полабский, латышский, башкирский, старославянский, алтайский, калмыцкий, рето-романский, латинский, курдский, прусский, готский, словацкий, лезгинский, хазарский, финский.

    12. Национальные языки республик Средней Азии - казахский, туркменский, узбекский, киргизский, таджикский - в большинстве относятся к тюркской группе, но один из указанных выше - к индоевропейской семье. Укажите этот язык.

    13. Объясните почему Латинская Америка называется л а т и н с к о й. Какие языки наиболее распространены на этом континенте?

    14. Языки народов Балканского полуострова - румынский, болгарский, албанский, новогреческий - относятся к различным языковым группам, однако характеризуются многими общими чертами. Как сложилось по-добное сходство? Как оно именуется в теории языка?

    15. В каких странах и отдельных регионах говорят на следующих языках? Определите принадлежность этих языков к семьям и группам.

    Португальский, турецкий, испанский, английский, урду, македонский, баскский, бретонский, аварский, пенджаби, фламандский, маратхи.

    16. Какие из перечисленных языков труднее выучить русскому учащемуся (языки расположите в порядке нарастания трудности). Объясните, почему?

    Польский, французский, эскимосский, украинский, английский, финский.

    17. Сгруппируйте пары слов по роли ударения ( разные слова, разные формы разных слов, разные формы одного слова, стилистические акценты вариантов слов).

    Атлас-атлас, белок-белок, вырезать-вырезать, города-города, документ-документ, руки-руки, средства-средства, атомный-атомный, добыча-добыча, мало-мало, мука-мука, носите-носите, парю-парю, село-село, срезать-срезать, горы-горы, дорогой-дорогой, замок-замок, пили-пили, узко-узко, цемент-цемент, квартал-квартал, любите-любите, мужички-мужички, орган-орган, подать-подать, рассыпать-рассыпать, километр-километр, пропасть-пропасть, просите-просите.

    18. Какое слово получится, если слово "мёд" произнести в обратной последовательности? А слово "ожёг"? Слово "сёл"?

    19. Вставьте слово, которое при слиянии с предшествующим и последующими словами образует два разных слова:

    20. Исключите пятое лишнее: ивнад, лоркес, нватерс, ракыш, султ.

    21. Почему врач, осматривая горло больного, просит его сказать "а-а-а"?

    22. Найдите, объясните и исправьте лингвистическую ошибку в следующем предложении из А.Толстого: "Эва-ку-ация - в трёх этих слогах больше вложено переживаний, чем в любой из трагедий Шекспира".

    23. Какие слова получатся, если первые звуки приведённых слов произнести без голоса: дам, дом, бар, год, вон, зам, жарь?

    24. В работе Е.И.Негневецкой и А.М.Шахрановича описан следующий эксперимент: "На вопрос: что больше - кот или кит маленькие дети, не знающие, что такое к и т в большинстве своём овечали к о т … Для чистоты эксперимента детям предлагались деревянные фигурки разной величины. Говорилось, что одни фигурки имеют имя Бим, другие - Бом. Дети должны были выбрать фигурки, которые, по их мнению, носят имя Бим. Ребята отбирали маленькие фигурки". Какое фонетическое явление лежит в основе этих экспериментов? Почему дети поступали так, а не иначе? В каком разделе теории языка отмечаются подобные явления?

    25. Даны предложения и слово. Определите, сколько раз звуки этого слова встречаются в предложении?

    26. Разграничьте слова с постоянным и подвижным ударением: завод, трактор, город, гора, школа, здание, степь, говорить, дерево, газета.

    27. В словарях часто для экономии места фамилии известных людей пишут сокращённо. Например, Пшкн вместо Пушкин.

    а) Расшифруйте приводимые сокращения: Гйдр, Лмнсв, Мршк, Мхлкв, Шлхв, Ггль, Крмзн.

    б) Теперь запишите фамилии известных людей только с помощью гласных, например, Репин - еи.

    Предложите расшифровать эти фамилии своему товарищу. Справился ли он с этой задачей? Попытайтесь объяснить, чем обусловлено полученное вами в п. "а" и в п. "б".

    28. Прочтите слово т и р. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в предложении: Жили-были старик со старухой.

    29. Легковой автомобиль Ж и г у л и стал продаваться на внешнем рынке только после того, как его переименовали, назвав Л а д а . Очевидно, название Ж и г у л и чем-то отталкивало зарубежных покупателей. Прокомментируйте этот факт с точки зрения фоносемантики.

    30. В сказке А.Волкова "Волшебник изумрудного города" действуют четыре волшебницы: Стелла, Бастинда, Виллина и Гингема. Две из них добрые, две - злые. Определите, как зовут тех и других. Объясните своё решение.

    31. Чем с фонетической точки зрения является свист? Что он больше напоминает - артикуляцию гласных или артикуляцию согласных?

    32. Чем различается произношение последнего согласного в словах "шифер" и "шифр"?

    33. Даны формы слова : Пётр, Петра, Петру, Петре. Определите особенности произношения звука, обозначенного буквой "р".

    34. Одинаково ли произносится первая часть сложных слов: второгодник - фторосодержащий, писчебумажный - пищеблок? Почему?

    35. Сравните произношение двух слов: "опираться" и "операция". До какого звука они произносятся одинаково?

    36. Приводится ряд слов сербохорватского языка: прст (палец), крв (кровь), срце (сердце), трг (рынок), мрква (морковь). Какую роль выполняет здесь звук [р]?

    37. Сравните два высказывания: "Высказывание немного сложно" и "Высказывание немногосложно". Различается ли их звуковой состав и, если да, то чем?

    38. Определите, какими звуками различаются слова "кафель" и "кефаль". А какими звуками "кефаль" и "факел"? В каком случае различий больше?

    39. Чем различается произношение начальных звуков в словах "там" и "тут"?

    40. Заполните пропуски:



    41. Вместо точек вставьте слово, которое синонимично своим соседям.

    42. Вспомните все названия родственников в русском языке, которые вы знаете. Пользуетесь ли вы словами "шурин", "деверь", "золовка", "кузина"? Можете ли вы описать их значение? Чем объяснить уход этих слов в пассивный запас и постепенное их забвение?

    43. Представьте себе ситуацию провожания на вокзале. Отъезжающий уже в вагоне, от провожающих его отделяет звуконепроницаемое стекло. До отправления поезда остаётся ещё минут десять. Опишите наиболее характерные жесты, которые используются в данной ситуации. Переведите их на язык слов.

    44. Сравните значения слов "бережно" и "осторожно". Опишите семантические различия между ними.

    45. Объясните разницу в значениях слов "сейчас" и "теперь". Приведите контексты, где эти слова не взаимозаменяемы.

    46. В фильме А.Тарковского "Зеркало" есть сцена, когда мальчик неверно выполняет команду "Кругом!", повернувшись на 360? . В чём лингвистические основания для такого понимания?

    47. Из приведённых ниже примеров выпишите слова, которые обладают только номинативной функцией: человек, увы, благодаря, поле, через, окно, мой, браво, гав-гав, фи, Селигер, гавкать, чёрный, ку-ка-ре-ку, ура, Иванов, МГУ, студентка, потому что, Сатурн, вследствие, москвич, пятнадцать, ах. А теперь выпишите слова, которые не обладают номинативной функцией.

    48. Ниже даны группы слов, обозначающих сходные или даже одинаковые предметы. Укажите, какой признак положен в основу каждого названия.

    49. Слова, перечисленные ниже, существовали в древнерусском языке. Сейчас они практически не употребляются. Но некоторые производные от них сохранились. Назовите производные от этих слов. Велий ( означало "большой" ), перст ( палец), вага (вес, тяжесть), шелом ( шлем ).

    50. Какие названия дней недели в русском языке не имеют внутренней формы?

    51. Объясните, почему образования "земля", "стекло", "билет", "учитель" являются словами, а звуковые комплексы, составленные из тех же звуков: ялмез, лосетк, тилеб, ельчиту - словами не являются?

    52. Соответствует ли современному значению внутренняя форма выделенных слов: с т р е л я т ь из пулемёта, голубое б е л ь ё , б у т е р б р о д с сыром, к р а с н ы е чернила ? Действию какого процесса подверглась смысловая сторона этих слов?

    53. На основе какого явления возникли слова: спинжак, полуклиника, присидиум ( президиум ), семисезонное ( демисезонное ) пальто, кровопотливый ( кропотливый )?

    54. Какой семантический процесс пережили в ходе исторического развития русского языка выделенные слова? Первоначально слово "о т р а с л ь " обозначало молодой побег растения. Слово "п и в о " вначале было обозначением всякого питья. "П л е м я н н и к о м " первоначально называли всякого родственника. "Н е м ц а м и " на Руси первоначально именовали иностранцев, которые были н е м ы м и , так как не понимали русской речи. Первоначально словом "с е л о " обозначали поле, участок пахотной земли. В тюркских языках слово "б а л ы к " - рыба. Слово "п а т о к а " в древнерусском языке имело значение - жидкость, сок.

    55.Дайте морфологическую и синтаксическую характеристику квазисловам в таком квазипредложении: Дриббул латко крипетил горселенка. Докажите, что глагол здесь несовершенного вида, а прямое дополнение выражено одушевлённым именем существительным.

    56. Докажите, что подлежащее в предложении - Кардала лежал на полу - выражено одушевлённым именем существительным.

    57. Докажите, что конечные элементы "а" в словах: вода, груба, двора, ела, молча - являются формами разных морфем.

    58. Сгруппируйте слова по количеству морфем: бегут, вдали, жабо, край, над, перелесок, разрешают, рыбий, вол, выше, где, корзина, кофе, пальто, прилуниться, узнаю, вон, дом, овечий, рай, собирает.

    59. Почему при словообразовательном анализе в слове "загородный" выделяются приставка и суффикс, а в слове "пригородный" только суффикс?

    60. Почему при словообразовательном анализе в словах: писательский, учительский, читательский - выделяют суффикс -ск-, а в словах: издевательский, надувательский, наплевательский - суффикс -тельск-?

    61. Сравните русские словоформы "учителя" и "деревья". Одинаковое ли у них окончание? Чем выражено в этих словоформах значение множественного числа?

    62. Чем различается морфемный состав слов первого и второго столбца?

    столь

    стол

    ввысь

    высь

    коль

    кол

    очень

    осень

    наперед

    перед

    стоп

    автостоп

    63. В каких словоформах имеется нулевая морфема?

    Брось, вдоль, гусь, школ, прочь, настежь, рожь, шей, замуж, синь, потолок

    64.Какие словообразовательные типы представлены в словах:

    отрез, порез, вырез, прорезь, наперерез, стеклорез, срез, наотрез, позарез, волнорез, головорез, резь, сучкорез.

    65. Фамилии М.В. Ломоносова и А.С. Грибоедова в этимологическом отношении сходны. Обе восходят к прозвищам, образованным способом основосложения. Однако словообразовательные типы, по которым созданы эти сложные слова, различны. Выявите эти различия, привлекая для сравнения другие сложные слова.

    66. Можно ли считать словами одного корня следующие ряды слов?

    67. В приводимых словах и предложениях в горизонтальных рядах обнаруживается при лексическом различии грамматическое сходство, а в вертикальных рядах при лексическом сходстве - грамматическое различие. Установите и докажите это.

    А
    чашка
    книга
    улица
    стакан
    журнал
    переулок

    Б
    Колумб открыл Америку Хорда стягивает дугу
    Америка открыта Колумбом Дуга стягивается хордой


    68. В следующих словах выделите морфемы и определите их значение: преподаватель, переподготовка, памятный, поделиться, подсказывать, примечательный, производительность, просвещение, призывник.

    69. Чем является конечное "о" в словах: метро, пальто, ведро, ситро, мыло, слово, табло, начало?

    70. Укажите производящую основу слов: печник, утром, садовничать, возчик, землянка, поручение, овсянка.

    71. В романских языках существительные на "о" мужского рода. Слова "бюро", "депо", "пальто", "трюмо".

    72. Греческое слово женского рода "эхо", попав в романские языки, стало существительным мужского рода. А в русском языке оказалось существительным среднего. Почему?

    73. Тюркские языки - безродовые. Почему же тогда турецкое слово "плов" и узбекское "арык" в русском языке стали существительными мужского рода, а узбекские слова "пиала", "чайхана" - существительными женского рода?

    74. Сгруппируйте пары словоформ по общности грамматического способа (в каждой из пяти групп должно оказаться пять пар)


    75. Определите, в каких случаях и для разграничения каких отношений используется в русском языке порядок слов.

    76. Почему в одном из диалектов бирманского языка пять омонимичных слов ма могут составить предложение: Помогите лошади: бежит бешенная собака.

    77. По каким признакам и к каким частям речи можно отнести слова: весло, висло, несло, трясло, число?

    78. Можно ли вне контекста определить принадлежность словоформ "дуло", "зло", "летом", "мыло" к той или иной части речи?

    79. Как следует морфологически квалифицировать выделенные слова в следующих контекстах.

    80. Граф Аракчеев был близок /к/ царю. Прочитайте это предложение с предлогом, а затем без него. Изменился ли смысл предложения? Почему?

    81. Одно из русских слов: дверь, печь, тень, лошадь, постель, ступень - изменило в ходе своей истории род (однако некоторые следы того, что оно было другого рода сохранились). Найдите эти следы и это слово.



    82. Обычно выделяют следующие способы выражения грамматических значений: аффиксация, внутренняя флексия, порядок слов, служебные слова, повторы, сложение, ударение, интонация, супплетивизм. Ответьте:

    83. По модели слов, образованных от корня g - t - e, образуйте слова от других слов семитских корней и определите значения вновь образованных слов

    Корень

    Корень

    Корень

    Корень

    Корень

    g - t- e

    k - t -b

    n - t - n

    g - n - b

    sh - m - r

    убить

    писать

    давать

    воровать

    сторожить

    gatala
    он хотел убить

    ...
    ...
    ...
    ...

    tagatala
    они сражались

    ...
    ...
    ...
    ...

    gatalat
    она убила

    ...
    ...
    ...
    ...

    gatil
    убийца

    ...
    ...
    ...
    ...

    gital
    убийство

    ...
    ...
    ...
    ...

    84. Чем определяются грамматические функции выделенных слов? Определите, к каким частям речи они относятся.

    85. Сравните прилагательные в русском и узбекских языках. Свойственна ли узбекскому языку категория рода? Чем отличается прилагательное в русском языке от прилагательного в узбекском? Имеются ли в узбекском языке формы согласования у имен прилагательных?

    большой дом
    большая улица
    большое ведро
    в большом доме
    большие дома
    в больших домах

    катта уй
    катта куча
    катта челак
    катта уйда
    катта уйлар
    катта уйларда


    86. Как с изменением флексий меняется смысл предложения? Определите характер значения, выражаемого флексиями.

    87. Разграничьте синтетические и аналитические грамматические формы, определите выражаемые ими грамматические значения.

    88. Как выражается в различных языках значение множественного числа?



    89. Установите, в каких примерах выделенные слова относятся к знаменательным, а какие к служебным

    90. Даны слова на курдском языке с их перводом на русский язык. Выделите в этих словах аффиксы и определите их примерное значение.

    Какое русское слово соответствует курдскому taasii, если слову "истинный" соответствует raasii?



    91. Даны слова на языке ганда с их переводом на русский язык. Выделите в этих словах аффиксы, определите их значение

    Какое слово на языке ганда соответствует слову "двойник", если форме "двойники" соответствует abalongo?

    92. Ниже приведены фразы на языке суахили с их переводами на русский язык. Переведите на язык суахили следующие фразы: Ты будешь любить их. Я раздражаю его.

    atakupenda - Он будет любить тебя

    anakupiga - Он бьёт тебя

    nitawapiga - Я буду бить их

    nitampenda - Я буду любить его

    atatupenda - Он будет любить нас

    unawesumbua - Ты раздражаешь их



    93. К каким частя речи относятся приводимые ниже слова? Военный, тысяча, зло, учитель, ученый, шило, рабочий, новизна, зодчий, постой, стекло, белый, новее, холодный, треть, десяток, хорошо, блестящий, рядом, да, нужно, плакса, беглый, бежать.

    94. Установите, о каких видах письма говорится в следующих фразах: … фиксируют те или иные особенности звуковой оболочки слов… …образцы, хотя бы и весьма приближенно передающие внешний облик обозначаемого… …буквы обозначают согласные… …условные знаки, для них даже отдаленное сходство с обозначаемыми предметами и явлениями необязательно…

    95. Определите звуковые значения выделенных букв Выход-вишня-Ростов, смыть-сделать-сдать-сшить-сжать, нож-жить-журавль, яма-маяк-вянуть-пятно-тяжеленный-красивая, тонкий-темный-отдать-отделать-отчего-отцепить.

    96. Какие виды графического письма представлены ниже: I, II, III,1, 2, 3, один, два, три.

    97. Почему одно и то же английской имя по-русски пишется (и произносится) двояко: Вильяи и Уильям, Гаррис и Харрис?

    98. Сравните русский алфавит с латинским. Выделите те буквы, которые являются одинаковыми в обоих алфавитах, проследите, совпадают ли их фонетические значения. Прокомментируйте полученные результаты.

    99. В кинокомедии режиссера Данелия "Тридать три" упоминается персонаж, фамилия которого звучит так: [прьстижнук]. Как пишется эта фамилия? Какие здесь возможны варианты?



    100. Заголовок в газете, набранный прописными буквами, гласит: ЛУЧШИЙ ОТВЕТ - ОТКАЗ ОТ СОИ. Под СОИ имеется ввиду "стратегическая оборонная инициатива". Чем неудачен такой типографический набор? Какие лингвистические явления здесь не учтены? Как следовало бы набрать этот заголовок?

    101. При написании слов типа "терраса", "искусство", "асимметрия", "апелляция", "ассимиляция" часто встречаются ошибки типа: терасса, исскуство, ассиметрия, аппеляция, асиммиляция. Объясните причины таких ошибок.

    102. Почему:

    103. Отчего - друг - закадычный, а враг - заклятый?

    104. На каком явлении основана игра слов в приводимых ниже текстах?

    105. Узбеки на начальном этапе изучения русского языка сталкиваются с рядом артикуляционных трудностей. Они, в частности, произносят вместо "дружба" - "дуружба", вместо "чванство" - "чуванство". Вместо "слаб" - "салаб", вместо "время" - "веремя", вместо "где" - "геде" и т.д. Какие фонетические особенности строения узбекского слова можно прежположить, исходя их этих примеров? Как произнесет начинающих изучать русский язык узбек слова "птица", "кругом"?



    106. Существуют так называемые палиндромы, т.е. слова и предложения, читающиеся одинаково как слева направо, так и справа налево. Сравните несколько известных примеров и решите, на каком принципе - буквенном или звуковом - они основаны.

    107. В "Литературной газете" публиковался шутливый Этимологический словарь. Примеры толкования слов:

    Определите лингвистические основания этой словесной игры.

    108. Прокомментируйте с лингвистической точки зрения такой шутливый диалог: - Я целый день лежал на солнце - А я на песке

    109. Сравните два словосочетания:

    Какие различные функции родительного падежа здесь представлены? Докажите, что и слово "открытие" употреблено здесь и в разных значениях.

    110. Поэт советского времени А. Введенский написал роман "Убийцы вы дураки" (без знаков препинания) Попытайтесь приписать этому заглавию все возможные истолкования.


    ПРИЛОЖЕНИЕ №2

    Список использованной литературы

    1. Ардентов Б.П. Введение в языковедение. Кишинев, 1967. - 195 с.

    2. Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. М. "Просвещение", 1982. - 112 с.

    3. Березин Ф.М. История русского языкознания. М., "Высшая школа", 1979. - 222 с.

    4. Будагов Р.А. Очерки по языкознанию. Издание АН. СССР, 1953. - 280 с.

    5. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. М., "Просвещение", 1965. - 492 с.

    6. Булаховский Л.А. Введение в языкознание. Ч. II, Учпедгиз, 1953. - 178 с.

    7. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., "Высшая школа", 4966. - 332 с.

    8. Иванов В.В. Генеалогическая классификация языков и понятие языкового родства. Издательство МГУ, М., 1954. - 53 с.

    9. Истрин В.А. Развитие письма. Издание АН СССР, М., 1961. - 395 с.

    10. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., "Просвещение", 1987. - 286 с.

    11. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. М., "Наука", 1999. - 229 с.

    12. Константинов А.Н., Мовчан В.Н. Звуки в жизни зверей. Изд. ЛГУ, Л., 1985. - 303 с.

    13. Кочергина В.А. Введение в языкознание. Основы фонетики - фонологии, грамматика. Издательство МГУ, М., 1979. - 208 с.

    14. Лингвистический энциклопедический словарь. М., "Советская энциклопедия", 1990. - 685 с.

    15. Перетрухин В.Н. Введение в языкознание. Издательство ВГУ, Воронеж, 1972. - 359 с.

    16. Рiзник М.Г. Письмо i шрифт. Киïв, 1978. - 151 с.

    17. Русский язык глазами лингвиста - слависта. Прага, 1977. - 256 с.

    18. Смирницкий А.И. Сравнительно-исторический метод и определение языкового родства. Издательство МГУ, М., 1955. - 57 с.

    19. Супрун А.Е. Лекции по языкознанию. Минск, 1987. - 142 с.

    20. Томсен В.И. История языковедения до конца XIX века. Учпедгиз, М., 1938. - 159 с.

    21. Чикобаева А.С. Введение в языкознание. Ч. I. М., Учпедгиз, 1952. - 242 с.

    22. Широков О.С. Введение в языкознание. Издательство МГУ. М., 1985. - 263 с.