N

Кафедра специальной психологии

История кафедры

Кафедра специальной психологии была создана в структуре факультета психологии в июле 2003 года в связи с реорганизацией кафедры психологии развития и необходимостью определения базовой кафедры для направления подготовки специалистов, работающих с лицами, имеющими нарушения в развитии. Сейчас на кафедре осуществляется подготовка студентов по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата) по профилям «Специальная психология», «Логопедия», «Дошкольная дефектология», которые весьма востребованы не только в г. Туле и Тульской области, но и других регионах.  С 2015 года на кафедре также ведётся подготовка студентов по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень высшего образования магистратура) по программам «Педагогика и психология специального образования», «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» и «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья». С момента ее создания и по 2007 год кафедрой заведовала кандидат психологических наук, доцент Наталия Анатольевна Степанова. С февраля 2008 года по август 2014 год кафедру возглавляла кандидат педагогических наук, доцент Надежда Александровна Бабушкина. Начиная с сентября 2014 года, заведующим кафедрой является кандидат психологических наук, доцент Светлана Геннадьевна Лещенко.

Основные направления деятельности кафедры

Кафедра входит в структуру факультета психологии, и является выпускающей по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование по профилям «Специальная психология», «Логопедия» и «Дошкольная дефектология». Профили подготовки бакалавров реализуются в очной и заочной формах, исключение составляет профиль «Логопедия», который присутствует только в заочной форме обучения. Также осуществляется подготовка студентов второй ступени высшего образования - магистратура по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование направленностям «Педагогика и психология специального образования», «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» и «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья».

Преподавание основных дисциплин осуществляют высококвалифицированные специалисты. Среди них кандидаты наук, доценты Кокорева О.И., Слюсарская Т.В., Степанова Н.А., Хаидов С.К., Башкирова И.Ю., Лещенко С.Г., Сороцкий М.С., Пешкова Н.А.; старшие преподаватели Асмаловская О.А., Бакулина Е.А.

Наряду с преподавателями вуза, к обучению привлекаются ведущие специалисты региона в области специального и инклюзивного образования: Башкирова И.Ю., директора МБОУ «Центр образования № 23»; Бакулина Е.А., заместитель директора по УВР ГОУТО ТОЦО, руководитель отделения 1; Морковкина Н.А., учитель-логопед МБОУ «Центр образования № 44 имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова». 

Учебная работа преподавателей направлена на разработку и совершенствование теоретического содержания дисциплин, внедрение инновационных технологий в учебный процесс, в т.ч. в дистанционном формате. В частности, использование мультимедийных средств в реализации аудиторных занятий, как практического, так и лекционного типа; групповые дискуссии, психологические тренинги; студенческие портфолио по дисциплинам профиля и воспитательной работе. 

Преподавателями кафедры для студентов разработаны и реализуются дисциплины по направлению Специальное (дефектологическое) образование (уровни бакалавриата и магистратуры): «Психологическая работа по предупреждению гиперактивности и синдрома дефицита внимания», «Психологическое сопровождение профессионального самоопределения лиц с ОВЗ» (Степанова Н.А.), «Технологии социальной адаптации, реабилитации и профориентации лиц с ОВЗ» (Хаидов С.К.), «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» (Кокорева О.И.), «Подготовка ребенка с ОВЗ к школе и предупреждение школьной неуспеваемости», «Нетрадиционные методы работы в специальном образовании», «Технологии обучения альтернативной и дополнительной коммуникации лиц с ОВЗ» (Пешкова Н.А.); «Логопедическая работа с детьми с интеллектуальными нарушениями, ЗПР и РАС», «Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ» (Лещенко С.Г.), «Логопедическая работа с детьми с нарушениями слуха, зрения и ОДА», «Организация, планирование и формы логопедических занятий» (Асмаловская О.А.), «Технологии развития восприятия и оптико-пространственных представлений детей с ОВЗ», «Подготовка ребенка с ОВЗ к школе и предупреждение школьной неуспеваемости» (Слюсарская Т.В.). «Система межведомственного педагогического взаимодействия по защите прав детей с ОВЗ» (Башкирова И.Ю.) и др. 

Качественной практической подготовке студентов содействует сотрудничество с рядом психологических центров, образовательных и оздоровительных учреждений, таких как «ГОУ ТО Тульский областной центр образования», МБОУ «Центр образования № 44 имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова», МБОУ «Центр образования № 23», ГПОУ ТО «Тульский социальный техникум», МБОУ «Центр образования №29», МБУДО «Дом детского творчества», ГУК ТО «Тульская областная библиотека для слепых», ГУ ТО «Тульский психоневрологический интернат» и др.  

Осуществляются научное руководство магистерскими диссертациями студентов-магистрантов, научными проектами и выпускными квалификационными работами студентов-бакалавринтов, организуется деятельность проблемных групп студентов в рамках научно-исследовательской работы обучающихся, участие в факультетских и общеуниверситетских олимпиадах, научных и научно-практических конференциях различного уровня. 

Перечень научно-методических публикаций за последний период

Монографии:

  1. Психологическое здоровье и безопасность студенческой молодежи в современном мире: факторы риска и условия укрепления. Коллективная монография. Коллектив авторов, Степанова Н.А. - Варшава: iScienct Sp.zo.o., 2020. -231 c.
  2. Психология образования: современный вектор развития. Коллективная монография. Коллектив авторов, Степанова Н.А. - Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та, 2020. - 790 с.
  3. Степанова Н.А., Лещенко С.Г., Слюсарская Т.В. Психолого-педагогические технологии адресной работы с различными категориями лиц с ограниченными возможностями здоровья. - Тула, Тульское производственное полиграфическое объединение, 2019, 146с.
  4. Актуальные проблемы и перспективы деятельности психологической службы тульского суворовского училища: опыт сотрудничества с факультетом психологии ТГПУ им. Л.Н Толстого. Коллектив авторов, Степанова Н.А. - Warsaw: iScience Sp. zo. o., 2019. 242 pp.
  5. Проблемы современного детства в контексте педагогической деятельности воспитателей дошкольных образовательных организаций. Коллективная монография. Коллектив авторов, Кокорева О.И., Васина Ю.М. - Гродно, ЮрСаПринт, 2019. 194 с.
  6. Петрова Е.А., Козьяков Р.В., Лещенко С.Г. «Коррекция дислексии у детей младшего школьного возраста», коллективная монография. Москва-Берлин, 2017.

Учебные и учебно-методические пособия:

  1. Пешкова Н.А., Лещенко С.Г. Диагностика и развитие социально-бытовых навыков у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра. – М.: Мир науки. 2020.
  2. Пешкова Н.А., Лещенко С.Г. Развитие произвольной памяти старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием мнемотехник. – М.: Мир науки. 2020.
  3. Сороцкий М.С. Психология девиантного поведения. Аддитивное поведение подростков. – Тула: ТО ОО «ОИ КН ТР», 2019.
  4. Лещенко С.Г., Пешкова Н.А. Организация психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями речи в условиях учреждений дополнительного образования. – Тула: ТО ОО «ОИ КН ТР», 2019.
  5. Васина Ю.М., Кокорева О.И., Асмаловская О.А., Шелиспанская Э.В. Педагогическая психология. - Tyлa: TP ОО ОИ КН TР, 2019.
  6. Кокорева О.И., Васина Ю.М., Лещенко С.Г. Псиxoлoгo-педагогические основы управления образовательными системами. - Tyлa: TP ОО ОИ КН TР, 2019.
  7. Сороцкий М.С. Психология лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Симптомы и синдромы двигательных расстройств. - Тула: ТР ОО «ОИ КН ТР», 2019.
  8. Хаидов С.К., Степанова Н.А., Лещенко С.Г. «Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, воспитание, технологии», Тульское производственное полиграфическое предприятие, Тула, 2016.
Гранты:

  1. Грант правительства Тульской области в сфере науки и техники, договор № ДС/131 от 29.10.2018 г. Психолого-педагогические технологии адресной работы с различными категориями лиц с ограниченными возможностями здоровья, 2019, Степанова Н.А.
  2. Грант «Православная инициатива» №71-1600394 «Прикосновение к православной мудрости: Когда Библия оживает», 2016, Слюсарская Т.В.
  3. Грант РГНФ №13-16-71014 «Организация социального туризма лиц с ограниченными возможностями здоровья в Тульском регионе», 2015, Слюсарская Т.В.
  4. Грант РГНФ №15-16-71502 г(р) «Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки», 2015, Степанова Н.А.

Государственный заказ Министерства просвещения Российской Федерации на выполнение прикладной научно-исследовательской работы на тему: «Научно-методическое обеспечение интеграции билингвов в современную школу, психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка билингва, развитие семейного образования как одного из элементов общего образования билингвов», 2020-2021, Степанова Н.А.

Базовые направления подготовки выпускающей кафедры

Бакалавриат

Направление 04.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
  • профиль «Специальная психология» (очная и заочная форма обучения)
  • профиль «Дошкольная дефектология» (очная и заочная форма обучения)
  • профиль «Логопедия» (заочная форма обучения)
Магистратура

Направление 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование

  • программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» (очная и заочная форма обучения)
  • направленность «Педагогика и психология специального образования» (заочная форма обучения)
  • программа «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья» (заочная форма обучения).
Система Orphus