История кафедры
Кафедра специальной психологии была создана в структуре факультета психологии в июле 2003 года в связи с реорганизацией кафедры психологии развития и необходимостью определения базовой кафедры для направления подготовки специалистов, работающих с лицами, имеющими нарушения в развитии. Сейчас на кафедре осуществляется подготовка студентов по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата) по профилям «Специальная психология», «Логопедия», «Дошкольная дефектология», которые весьма востребованы не только в г. Туле и Тульской области, но и других регионах. С 2015 года на кафедре также ведётся подготовка студентов по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень высшего образования магистратура) по программам «Педагогика и психология специального образования», «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» и «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья». С момента ее создания и по 2007 год кафедрой заведовала кандидат психологических наук, доцент Наталия Анатольевна Степанова. С февраля 2008 года по август 2014 год кафедру возглавляла кандидат педагогических наук, доцент Надежда Александровна Бабушкина. Начиная с сентября 2014 года, заведующим кафедрой является кандидат психологических наук, доцент Светлана Геннадьевна Лещенко.
Основные направления деятельности кафедры
Кафедра входит в структуру факультета психологии, и является выпускающей по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование по профилям «Специальная психология», «Логопедия» и «Дошкольная дефектология». Профили подготовки бакалавров реализуются в очной и заочной формах, исключение составляет профиль «Логопедия», который присутствует только в заочной форме обучения. Также осуществляется подготовка студентов второй ступени высшего образования - магистратура по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование направленностям «Педагогика и психология специального образования», «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» и «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья».
Преподавание основных дисциплин осуществляют высококвалифицированные специалисты. Среди них кандидаты наук, доценты Кокорева О.И., Слюсарская Т.В., Степанова Н.А., Хаидов С.К., Башкирова И.Ю., Лещенко С.Г., Сороцкий М.С., Пешкова Н.А.; старшие преподаватели Асмаловская О.А., Бакулина Е.А.
Наряду с преподавателями вуза, к обучению привлекаются ведущие специалисты региона в области специального и инклюзивного образования: Башкирова И.Ю., директора МБОУ «Центр образования № 23»; Бакулина Е.А., заместитель директора по УВР ГОУТО ТОЦО, руководитель отделения 1; Морковкина Н.А., учитель-логопед МБОУ «Центр образования № 44 имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова».
Учебная работа преподавателей направлена на разработку и совершенствование теоретического содержания дисциплин, внедрение инновационных технологий в учебный процесс, в т.ч. в дистанционном формате. В частности, использование мультимедийных средств в реализации аудиторных занятий, как практического, так и лекционного типа; групповые дискуссии, психологические тренинги; студенческие портфолио по дисциплинам профиля и воспитательной работе.
Преподавателями кафедры для студентов разработаны и реализуются дисциплины по направлению Специальное (дефектологическое) образование (уровни бакалавриата и магистратуры): «Психологическая работа по предупреждению гиперактивности и синдрома дефицита внимания», «Психологическое сопровождение профессионального самоопределения лиц с ОВЗ» (Степанова Н.А.), «Технологии социальной адаптации, реабилитации и профориентации лиц с ОВЗ» (Хаидов С.К.), «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» (Кокорева О.И.), «Подготовка ребенка с ОВЗ к школе и предупреждение школьной неуспеваемости», «Нетрадиционные методы работы в специальном образовании», «Технологии обучения альтернативной и дополнительной коммуникации лиц с ОВЗ» (Пешкова Н.А.); «Логопедическая работа с детьми с интеллектуальными нарушениями, ЗПР и РАС», «Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ» (Лещенко С.Г.), «Логопедическая работа с детьми с нарушениями слуха, зрения и ОДА», «Организация, планирование и формы логопедических занятий» (Асмаловская О.А.), «Технологии развития восприятия и оптико-пространственных представлений детей с ОВЗ», «Подготовка ребенка с ОВЗ к школе и предупреждение школьной неуспеваемости» (Слюсарская Т.В.). «Система межведомственного педагогического взаимодействия по защите прав детей с ОВЗ» (Башкирова И.Ю.) и др.
Качественной практической подготовке студентов содействует сотрудничество с рядом психологических центров, образовательных и оздоровительных учреждений, таких как «ГОУ ТО Тульский областной центр образования», МБОУ «Центр образования № 44 имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова», МБОУ «Центр образования № 23», ГПОУ ТО «Тульский социальный техникум», МБОУ «Центр образования №29», МБУДО «Дом детского творчества», ГУК ТО «Тульская областная библиотека для слепых», ГУ ТО «Тульский психоневрологический интернат» и др.
Осуществляются научное руководство магистерскими диссертациями студентов-магистрантов, научными проектами и выпускными квалификационными работами студентов-бакалавринтов, организуется деятельность проблемных групп студентов в рамках научно-исследовательской работы обучающихся, участие в факультетских и общеуниверситетских олимпиадах, научных и научно-практических конференциях различного уровня.
Перечень научно-методических публикаций за последний период
Монографии:
Учебные и учебно-методические пособия:
Государственный заказ Министерства просвещения Российской Федерации на выполнение прикладной научно-исследовательской работы на тему: «Научно-методическое обеспечение интеграции билингвов в современную школу, психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка билингва, развитие семейного образования как одного из элементов общего образования билингвов», 2020-2021, Степанова Н.А.
Базовые направления подготовки выпускающей кафедры
Бакалавриат
Направление 04.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Направление 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование