Опубликовал(а): (redaktor) Новость добавлена: 23.09.2013 15:33:00 Просмотров: 4074

XII международная научно-практическая конференция НОПАяз для преподавателей английского языка Umbrella-NATE «Инновационный потенциал урока английского языка: от теории к практике» (“From Reflection to Action”)

20 сентября

 В ТГПУ им. Л.Л. Толстого завершила работу XII Международная научно-практическая конференция «Инновационный потенциал урока английского языка: от теории к практике». Ведущие российские специалисты, представители офиса английского языка Посольства США в РФ, школьные учителя и вузовские преподаватели из разных городов обсуждали профессиональные проблемы, которые касаются буквально всех. 

Конференция собрала около 300 учителей и преподавателей из Тулы и области, во второй день на форуме работали более 50 преподавателей английского языка от Калининграда до Биробиджана.

Знание английского становится обязательным для современного человека.

Об этом, открывая форум, сказал ректор ТГПУ им. Л.Н. Толстого В.А. Панин:

– Английский язык все более востребован. Сейчас нам приходится в некотором смысле наверстывать упущенное – в силу исторических причин прежние поколения, как правило, не знали иностранных языков. Но наши молодые сограждане прекрасно понимают, что владение одним, а лучше двумя и тремя языками – необходимость для современного человека. Количество переходит в качество, и возможность понимать друг друга без переводчика делает наш мир более открытым и свободным.

Ректор отметил, что университет гордится правом проведения столь значимого форума.

Министр образования Тульской области Д.В. Бычков подчеркнул прикладное значение темы конференции – в последние годы растет внимание к школьному преподаванию английского языка. Для развития региона необходимо установление большого количества связей, а это невозможно без специалистов, владеющих современным английским на очень высоком уровне. Денис Владимирович отметил, что на самом высоком уровне была заявлена перспектива включения к 2020 году ЕГЭ по английскому в число обязательных, а это значит, что готовиться к этому событию необходимо уже сейчас.

Президент Национальной ассоциации учителей английского языка профессор МГУ им. М.В. Ломоносова С.Г. Тер-Минасова подчеркнула, что английский язык уже стал глобальным, и изучение его – необходимость, с которой должны считаться все народы мира.

Атташе по вопросам преподавания английского языка Посольства США в РФ Фрэнсис Вестбрук отметила, что по роду деятельности ей постоянно приходится общаться с российскими преподавателями английского языка и ее вдохновляет тот интерес, который они проявляют к своей профессии.





Также в открытии конференции приняли участие заместитель министра –директор департамента образования А.А. Шевелева, проректор ТГПУ им. Л.Н. Толстого по международному сотрудничеству и образованию Ж.Е. Фомичева, проректор ТГПУ им. Л.Н. Толстого по научной деятельности К.А. Подрезов, декан факультета иностранных языков Д.А. Разоренов.

В ходе работы конференции обсуждалась разработка содержания обучения английскому языку по воспитанию толерантности, проблема обучения английскому языку для академических нужд, информатизация иноязычного образования, обеспечение доступа к изучению английского языка социально незащищенных детей и молодежи, совершенствование стандартизированного контроля иноязычных умений и навыков учащихся в ходе подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Ведущие специалисты провели мастер-классы для учителей Тулы и области.

С.Г. Тер-Минасова рассказала о прежних традициях обучения английскому языку и современных тенденциях, связывая их с радикальными изменениями в социальной жизни России. Особое внимание она уделила взаимодействию этих двух трендов в сфере профессиональной деятельности учителя английского языка. Говоря о традициях в преподавании английского языка, Светлана Григорьевна выделила перфекционизм, теоретическую обоснованность и «массовое производство» учителей в советский период. Среди современных черт большое внимание она уделила таким значимым факторам, как введение унифицированного экзамена по языку, появление профессиональных сообществ, огромное разнообразие типов учеников, их мотиваций, целей обучения, материалов и методов обучения.

Эрик Ландел, региональный методист-консультант, провел мастер-класс, посвященный внутренней мотивации учеников. В этом 60-минутном мастер-классе Эрик определил понятие «внутренняя мотивация» и рассказал о том, что дает внутренняя мотивация изучающим английский язык как иностранный. Участники получили список советов, которому можно следовать при планировании уроков и организации мероприятий в учебном процессе, чтобы удовлетворить тягу учеников к знаниям, получению нового опыта и их любопытство. Мастер-класс сопровождался несколькими демонстрационными уроками.

Елена Соловова представила презентацию на тему «Новый учебный план - новые трудности»

Новый национальный учебный план для начальной, неполной средней и старшей средней ступеней общего обязательного образования в школе, так же как и новый учебный план для высшего образования, устанавливает новые цели для преподавателей в целом, для преподавателей английского языка в частности.

К сожалению, текст документа довольно неясен. Цели установлены, но не приведены в ясную форму и они весьма нереалистичны. Терминология, используемая в национальном учебном плане и другие документы, которые находятся в нем, зачастую противоречат друг другу. Учителей попросили доказать, что они начали приведение в действие документа в их образовательных учреждениях, но они не всегда уверены, что они должны сделать в обязательном порядке, а что во второстепенном.

Презентация была нацелена на выделение главной информации и обсуждение наиболее важных целей национального учебного плана, а также на предложение возможных решений, основанных на результатах эксперимента, проводимого в московских школах и МГУ им. М.В. Ломоносова под наблюдением докладчика.

На сессии Людмилы Кожевниковой "Говорение в ЕГЭ: когда, что и как?" собрались около 100 участников. Сессия началась с обсуждения истории появления экзамена в России (2000-е годы). Есть несколько причин, из-за которых говорение исключили из ЕГЭ в 2008-ом, такие как технические осложнения, сроки и нехватка знающих специалистов для принятия экзамена. Но причин, по которым говорение должно быть включено в состав ЕГЭ, гораздо больше. Несколько раз докладчик подчеркнула важность наличия этой части в российском государственном экзамене (как и в других языковых экзаменах, таких как TOEFL).
Людмила Кожевникова также представила новую структуру экзамена и дала соответствующие советы о том, как подготовить студентов к новому формату ЕГЭ. У слушателей даже был шанс увидеть примеры будущих заданий (ссылка на файл pdf) из раздела говорение и критерии оценки для них.

Во время лотереи в завершение первого дня участники получили CD диски и книги о системе Единого государственного экзамена и различные методические материалы по английскому языку.

21 Сентября

Во второй день конференции состоялась лекция д.ф.н., профессора, президента факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. Ломоносова Светланы Григорьевны Тер-Минасовой. В лектории практически не было свободных мест, особой популярностью лекция пользовалась у студентов и преподавателей факультета иностранных языков. Теплая атмосфера, диалог между лектором и слушателями, а также интересная тема разговора заставили многих вытирать слезы радости и от всей души благодарить Светлану Григорьевну за погружение в мир науки.

Также этот день был посвящен работе в различных тематических группах, каждая из которых могла похвастаться новыми идеями и проектами для дальнейшей реализации. Участники обменялись контактами и определились с датами будущих проектов.

IT Training

(moderator: Stefan Mizha)

Главная тема этой рабочей группы – интернет-платформа авторов электронных книг. Обсуждение было живым и очень эмоциональным. Участники рассуждали на тему необходимости создания публикаций и различных электронных изданий, посвященных обучению толерантности, и проблемы, с которыми можно столкнуться в течение реализации проекта. Также уделили внимание перспективам работы в регионах.

Тестирование/говорение

(Модератор: Людмила Кожевникова)

Данная группа развивала одну из тем семинара первого дня конференции о нововведениях в проведении Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Участники обсуждали детали проблемы, изучили примеры будущих заданий из секции «Говорение» (все материалы, представленные на семинаре, были из издания ‘Exam Success’, Cambridge). Обсуждение проходило в форме диалога в уютной атмосфере.



Ценность многообразия

(Модератор: Елена Соловова)

В течение этого мастер-класса участники решили создать группу, работающую над той же темой, на веб-сайте ‘ELT Russia’, где каждый заинтересованный в этой теме сможет продолжить работу, разрабатывать и представлять новые идеи по проектам обучения многообразию. Окончательным продуктом будет книга о России и ее регионах, в которой студенты нелингвистических институтов и иностранные читатели смогут найти информацию о многообразии культур Российской Федерации. Участники также разработали рабочий план и уровень английского для всех будущих публикаций (А2 – В1).

Обучение толерантности на уроках английского языка

(Модераторы: Анастасия Ходакова и Елена Надточева)

Учителя из различных регионов России (Ямал, Ростов-на-Дону, Великий Новгород, Рязань) приняли участие в дискуссии. Главной задачей была разработка и корректировка положений о всероссийском конкурсе видеоработ на тему толерантности, который планируют запустить уже этой осенью. Название, играющее не последнюю роль, подбирали тщательно, стараясь не ограничивать парой слов воображение и возможности участников.

Конкурс обещает быть масштабным. Абсолютно все желающие смогут попробовать свои силы в видео-мастерстве, ведь технический прогресс распространил мобильные телефоны с камерой повсеместно.

Отсылая работы на конкурс, участники тем самым дают автоматическое согласие на демонстрацию материала. Социальные сети дарят огромные возможности. На данный момент у ассоциаций учителей английского языка Тулы и Екатеринбурга есть своя страничка на Facebook, но покорение пространств ВКонтакте не за горами. По мнению преподавателей, детей можно найти именно там.

Елена Надточева и Евгений Колядин представили свой проект коллегам: организация двух смен языкового лагеря, где школьники смогут не только улучшить знания английского, но и показать различные таланты и узнать больше об истории своего края.

Исследования и публикации: Стремление к международным стандартам

(Модератор: Френсис Вестбрук, атташе по вопросам преподавания английского языка Посольства США)

Этот семинар также проходил в форме диалога, где все участники могли чему-то научиться друг от друга. Рабочая группа решила создать 2 курса академического письма для учителей английского языка, которые сначала будет проходить обучение в режиме онлайн, а потом будут работать среди коллег и студентов, делясь полученными знаниями. Френсис Вестбрук также рассказала много историй из своего опыта работы и убедила участников, что невозможное возможно, если все правильно организовано и организаторы достаточно мотивированы.

Когда тематические семинары были завершены, атташе по вопросам преподавания английского языка Посольства США Френ Вестбрук поделилась впечатлениями о проделанной работе:

– Все прошло очень хорошо. Для меня это была прекрасная возможность поработать с русскими преподавателями.

– С какими трудностями Вы столкнулись в процессе работы?

– Иногда возникали проблемы с терминологией, но в целом, я очень довольна результатами.

–Чем отличаются русские преподаватели от ваших американских коллег?

– В принципе, разница совсем небольшая, хотя, я должна отметить, что русские учителя преданнее и намного эмоциональнее.

–Вы говорите по-русски?

– Совсем немного. Я понимаю 75-80% из того, что говорят, но говорение дается мне намного труднее.

– Вы работаете в Росси уже больше года. Вам нравится страна?

– Очень. Я работаю и живу в Москве, которая не очень хорошо показывает культуру и традиции России, но я много путешествую, и, например, в Сибири все очень по-русски, местные жители очень горды местом, в котором живут, это так прекрасно.

– Вы часто скучаете по дому?

– Нет, мой муж здесь, со мной, и я привыкла много путешествовать, но, конечно, я каждый год летаю в Америку, чтобы навестить родных.

Скачать материалы презентации М.В.Вербицкой и Л.А.Кожевниковой по формату говорения части С ЕГЭ по английскому языку (pdf)

Скачать список участников конференции(doc)

 


Возврат к списку

   
 
Система Orphus